Школьная практика обязательна?

Девочки, а кто знает, школьная практика сейчас обязательна?
У моего сын после окончания пятого класса с таким пиететом объявил,
что у него практика, жутко боялся проспать, перебудил весь дом в результате.

Пришёл разочарованный, не знаю, что он там себе вообразил, видимо,
спутал с компьютерной практикой, а их организовали сорняки на школьных клумбах дёргать.
Походил-походил пару дней и спрашивает как-то меня: «Мам, а можно не ходить?»
Возможно, я поступила не очень правильно, но мне была очень нужна помощь сына в домашних делах, а ещё жаба задушила — я на эту школу отработала в своё время и в колхозе тоже. Пусть идут в пень.

И разрешила не ходить.

А теперь задумалась, за неё оценку вроде ставить должны, ну, я записку-то напишу, что по семейным обстоятельствам, а если надо, распишу обстоятельства так, что комар носу не подточит.

А как у вас со школьной практикой обстояли дела? И как обстоят дела у ваших детей?

62 комментария


Я ее проходила в юннате, а потом в художке, поэтому школа меня не касалась)))Справку там писали, все как надо.Если есть знакомые в таких учреждениях, можно попросить у них справочку…

А что такое юннат?
В художку только с сентября будет ходить.
Последний раз редактировалось

Юный натуралист.Кружок с птичками-хомячками-рыбками и др.живностью)))

А у нас такого не было(((( А я так всякую живность любила.

Жалко, что не было.У нас до сих пор есть.Дети ходят.Все же всем мелким хочется с животными пообщаться, там вообще очень интересно.На мне были всехомяки-свинки-крысы, я их кормила, убирала, тискала)))Один крыс со мной всегда на плече ездил по территории, не убегал, умнющий был! Любил кобыл 16-летних пугать)))Заходят такие дээээвушки, я навстречу, и он из волос вылезает… Дикие вопли:«ААААААА!!! КРЫСАААА!!!» и тишина)))

Такое разве променяешь на чахлый огород в школе?))))

комментарий был удален

Я была уверена, что практика осталась во временах СССР. Вроде любой труд должен оплачиваться.

Я была уверена, что практика осталась во временах СССР. Вроде любой труд должен оплачиваться.
Вот и я удивилась, сильно удивилась.

А если ребенок на всё лето к бабушке в деревню был отправлен или по лагерям в три смены? То какая тут практика — нет ребенка в городе и всё!
Я была уверена, что практика осталась во временах СССР вот-вот и я про тоже подумала.
Пусть идут в пень действительно, пусть туда и идут.

У нас неплохая школа, муниципалка, я сама в ней училась, меня как облупленную там знают. С хорошей стороны, в основном smile

И всё-таки такой совок совковый, но и на том спасибо, учителя в основном хорошие нормальные.

Ученик ходил на практику. Ему нравилось, правда, у него были скорее курсы, чем работа. Но от нее всегда можно отмазать запиской от родителей.

О, какую мне ссылку подруга выслала

Детская отработка
Общество и Спорт | 04.06.2010 01:53

Детская отработка

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ?

Те, у кого есть дети и внуки школьного возраста, прекрасно знают, что после учебного года их чадам еще предстоит отработать летнюю практику по благоустройству пришкольной территории.

«Но обязательна ли она и что делать, если во время отработки ребенок отдыхает в загородном лагере или уезжает на лето к бабушке в деревню?» — недоумевают некоторые родители.

В городском управлении образования пояснили, что положение о летней отработке должно быть отражено в уставе каждой школы. К примеру, директора школы № 9, лицея № 11 им. Т.И. Александровой и гимназии № 26 им. Андре Мальро подтвердили, что летняя практика является добровольной и никакого наказания за то, что ребенок не проходил ее, не последует. В свою очередь руководители школ ничего плохого в ней не видят: работа на пришкольных участках занимает не так много времени и сил школьников, однако прививает детям уважение к труду, знакомит с элементарными земляными работами. Дети учатся ухаживать за растениями, клумбами, пропалывать сорняки и поливать цветы. К тому же ученики, посещающие спортивные секции или какие-нибудь другие оздоровительно-трудовые лагеря, освобождаются от летней отработки.

компетентно
Адвокат Первой коллегии адвокатов РМЭ Сергей БАХТИН:

— Еще в 1992 году федеральный закон «Об образовании» отменил принудительную отработку в школах: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» (ст. 50, п.14). А также: «Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом» (ст.50, п.16). Из этого следует вывод, что школа не может заставить ученика проходить летнюю отработку, если она не прописана в образовательной программе по какому-либо предмету в качестве практики. А часы на трудовую практику уже много лет как исчезли из учебных планов. В любом случае узнать, предусмотрена трудовая практика по программе какого-либо предмета или нет, можно у завуча школы.

Иногда ученикам говорят, что они обязаны отрабатывать, потому что такая обязанность прописана в уставе школы. Но устав не может противоречить закону, а если такие противоречия есть, то выполняться должен именно закон. Следовательно, вы можете руководствоваться нормой закона, и школа в этом случае не имеет права наказать вас за невыполнение устава.

Если вам предложили вместо отработки принести деньги или пригласить поработать ваших родителей, то это тем более незаконно. Школа не может принуждать к труду ваших родителей или использовать отработку как возможность лишний раз пополнить фонд школы.

И еще один маленький совет. Если вас к чему-то принуждают, ссылаясь на некое положение, или приказ, или закон, попросите показать вам этот документ. Ведь очень часто бывает, что это просто выдумка и такого документа нет и быть не может. Например, вы нигде не найдете официального документа, в котором сказано о том, что час отработки школьника стоит один рубль, или о том, что не отработавшие свои часы обязаны сдать деньги.

Если же вы решили таки помочь школе своим добровольным трудом, помните: работы, которые могут предложить вам в школе, не должны вредить вашему здоровью. Вы можете смело отказаться работать с вредными материалами, например, красками и химическими удобрениями.
Выходит, отработка — дело сугубо добровольное, и администрация школ не имеет права заставлять детей трудиться без согласия самих учеников и их законных представителей. И уж, конечно, за то, что школьник не отработал назначенный ему срок, не может последовать никакого наказания. Скорее уж администрацию школы можно привлечь к ответственности за организацию принудительной отработки.


это вот отсюда marinews.su/obschestvo/detskaya_otrabotka/

надо сыну дать почитать, хочу научить его знать и отстаивать свои права.

Может, в отличие от меня, он будет жить в правовом государстве.
Последний раз редактировалось

Моему тоже сказали что обязан отработать, а я как Юля сказала, забей)))Я на эту школу каждые 2 недели летом в детстве пахала, потом брат, ну их… Юль спасибо за ссыль, вдруг деньги начнут просить.

Не за что «спасибо», сама на свою школу отпахала и не только летом, а колхозы у вас были, Маркиза78?
smile
Последний раз редактировалось

А как же без колхозов то)))В сентябре в субботу все на картошку, мы были во 2 классе и собирали её родимую.

Ага, а ещё свеклу, и морковку, мы на практике собирали.
Скажу честно, я бы без обошлсь точно, меня этот труд ни разу не облагородил.

А на морковку мы съездили один раз, вывезли нас значит в поле и уехали и дождь пошёл, после этой морковки вся параллель ушла на больничный, спасибо нашей классной, она сходила в деревню и позвонила, чтоб за нами автобусы приехали, а не то до вечера бы мокли((

я ЗА подобную практику. а так же За субботники с участием детей и их родителей. я уже так задолбалась объяснять разного возраста детям, что не надо играть в футбол на клумбе и вообще, цветы там не полевые посажены, а декоративные, что не надо висеть на только что посаженных молодых деревьях. не ценят и не видят, что надо вообще что-то ценить. родителя не только не делают замечание, но и наоборот такие шедевральные глупости выдают smile

у нас в школе практики нет, но есть субботники. мои ходят.

dreams на субботники тоже отправляю, а с практикой такая фигня, надо отработать было с 27 по 29 июня, а у сына лагерь спортивный, поэтому забили.

я против «обязан»))) у нас в школе такой фразы нет. говорят примерно так: у нас такого-то числа будет в школе субботник, наш класс просят помочь там -то. ну или что-то в подобном духе.

я ЗА подобную практику. а так же За субботники с участием детей и их родителей. я уже так задолбалась объяснять разного возраста детям, что не надо играть в футбол на клумбе и вообще, цветы там не полевые посажены, а декоративные, что не надо висеть на только что посаженных молодых деревьях. не ценят и не видят, что надо вообще что-то ценить. родителя не только не делают замечание, но и наоборот такие шедевральные глупости выдают smile
Мой сын воспитанный работой на даче в общем-то, отличает клумбы с декоративными цветами от дикорастущих, я против практики как приучения к тому, что можно принудить к бесплатному труду, сама этого нахлебалась вдоволь. И до сих пор расхлёбываю.

Если бы дело было в том, чтобы задачки какие писать по программированию ил другие учебные задания, я бы ногами и руками «за», если на пользу.

Клумбы за «бесплатно» — не-а, я ж вижу, сколько денег на эти клумбы школам выделяют и слишком хорошо понимаю, что это способ сэкономить за счёт труда моего сына, к примеру.

я тоже напахалась и что? мы ездили на станцию юннатов. что мы там делали- вообще не помню, зато автобус, который ходил туда раз в час запомнился отлично)))) но! меня заставляли, а моих детей просят. причем старшеклассники убирают не школьный двор, а лес, в котором они на лыжах зимой катаются. не весь, конечно))) кусочек какой-то. и делается это в нужный период, а не летом, когда все уже должно цвести в чистоте.

У нас в городе большая аллея славы(в родном городе). Ее поделили между школами и каждая школа со свой участок отвечает. Весной субботники, клумбы облагораживают, к праздникам проводят ревизию, летом дети там гуляют и стараются следить, чтобы не портили клумбы. Там стоят памятники героям и тп, следят, чтобы не портили.
Я сама через это прошла. Там территория небольшая, цветы и утварь типа лопаток нам выдавали, мы были горды за свой участок. Было круто. Нас заинтересовывали, потом были грамоты, шоколадки и награждение при всех.

Нас заинтересовывали, потом были грамоты, шоколадки и награждение при всех.
Во-о-о-от, а здесь просто: «Надо и всё!»
Последний раз редактировалось

Юль, я в платном классе училась. На все шли родительские деньги, родители многое решали в жизни класса. У нас 90% решали родители. Новый год-родители искали помещение, подарки сами набирали, тему придумывали. Отдых-родители опять же решали, тетр, кино или дискотека. Летом отработка, потом лагерь спортивный(почти весь класс туда попадал), либо при школе лагерь, постарше уже вожатыми там были, все решали родители. Многие были заинтересованы, чтобы их дети были заняты.

К нам на собрание пришла завуч и трагическим голосом сказала, что если дети не выйдут на практику, то придётся отрабатывать учителям, а что учителя типо не знают, что деньги выделяются на благоустройство?

Либо учителя просто не афишируют наличие денежки и прибедняются, либо кто-то выше уже благоустроил свой кошелёк и до нужд школы денежка просто не дошла

По непродолжительному опыту работы в школе: информация о финансировании до рядовых учителей может и не доходить. Завуч и прибедняться может.

К нам на собрание пришла завуч и трагическим голосом сказала, что если дети не выйдут на практику, то придётся отрабатывать учителям
Я уже научилась на такие манипуляции грустно вздыхать, пожимать плечами и рассказывать про свою очень нелёгкую судьбу с двумя дитя-я-я-я -м-и-и--ии
А ещё можно сказать: «Ах, как жаль!» или «Ах, какая злая судьба-то!»

Вот смешно, честное слово, учителя-то самые бедные-несчастные и совсем-совсем не в курсе-то, ах…
Последний раз редактировалось

Рядовые учителя действительно часто не в курсе. Финансовые вопросы точно мимо них проходят. Их просто ставят перед фактом, что нужно донести до родителей и потом требуют результат. Испытано на себе, хоть и давно.

Кстати, да. У нас дети сами мыли полы в классах (хотя, технички наличествовали, но мытьё классных комнат было ниже их достоинства. Они мыли только каб.директора, учительскую и коридоры). Мыли по-очереди, называлось «дежурство». Так директор постоянно мне мозг выносил, если «мои дети» не вымыли вчера пол в классе. Трындец!smile

Мне кажется, ежедневые дежурства по кабинетам повсеместно в школах есть. Но остаться после уроков на 20 минут не так противно, как тратить целые дни каникул

А мне было впадлу дежурить, когда перед нами никто не мыл, весь день народ кидался колючками, загаживал весь класс плевалками и т.д. Пока пол отдрючишь (у нас был обычный деревянный крашеный пол, не линолиум ни разу) — час пройдёт. Мыла, блин, куда ж отличнице податься?
А когда в городе училась — полы везде мыли технички. Мы только доски мыли и стулья на парты поднимали. Полы — линолиум.

У нас везде тбыл, мы только подметали. Если бы мыть заставляли, родители и районо, и гороно на уши поставили бы.

комментарий был удален

О! Вспомнила! У нас был дифицит швабр — кто не успел забить швабру, тот мыл пол руками. Ну, а фигли, прививки от столбняка регулярно делали при Союзе))

комментарий был удален

У нас везде тбыл, мы только подметали.
тбыл=паркет был

Мы мыли, и полы, и доску… Один раз доску намылили, урок сорвали — мел по намыленной высохшей не пишет)) А ещё один раз устроили игры в «сифу» тряпками, которыми доску вытирают, они мокрые и в меле, так кто-то зафинтилил эту тряпку в портрет Ленина под потолком (3,5м, хрен достанешь вытереть), прям в светлый лик — такой пятно грязное осталось, во всю морду весь лик)) Ой, чооо быыыыло))) Наша классная руководительница, Лосиха (фамилиЁ у неё Лосицкая была), историчка-коммунистка, чуть инфаркт не словила, завучи, педсоветы)) Класс, благо, был полон сыновей и дочек непростых начальников и офицеров, так что никого ниоткуда не исключили. Но резонанс быыыл)))
Последний раз редактировалось

А ещё один раз устроили игры в «сифу» тряпками, которыми доску вытирают, они мокрые и в меле, так кто-то зафинтилил эту тряпку в портрет Ленина под потолком (3,5м, хрен достанешь вытереть), прям в светлый лик — такой пятно грязное осталось, во всю морду весь лик))
Отомстили, как могли, вождю.

Субботники — это ладно, особенно если за счет уроков)))

Про псевдопрактику в форме пропалывания газонов где-то читала (за точность не ручаюсь), что школам выделяются деньги на оплату труда работников по облагораживанию прилегающей территории, и привлечение детей — форма экономии этих денег.
Последний раз редактировалось

Про псевдопрактику в форме пропалывания газонов где-то читала (за точность не ручаюсь), что школам выделяются деньги на оплату труда работников по облагораживанию прилегающей территории, и привлечение детей — форма экономии этих денег.
А то, пойду на работу на неделе, скачаю наш местный правовой акт о бюджетном финансировании муниципальных учреждений, так, навскидку не скажу, но деньги точно выделяются бюджетные, по-моему статья расходов называется «благоустройство пришкольной территории», или что-то в этом роде.

Я тоже за.

Мы проходили практику, определенное количество часов. Мы пололи клумбы, мыли парты, окна или помогали в библиотеке. Это было даже в платной школе. Была альтернатива-купить банку краски, купить моющие средства или принести растение. Если ты не принес альтернативу и не отработал летом, то потом в учебное время ты отрабатывал.
Мы не были в восторге, но родители никогда не отпрашивали нас. Сейчас думаю, что правильно делали. Труд облагораживает. Тем более, что отрабатывали мы не более недели и не больше 3-4 часов, при этом нас кормили и никакой физической нагрузки не было.
Еще был вариант-взять животное из кабинета биологии на лето, я брала черепаху.
Мы общались там, нас учили делать что-то. Не жалею, что отрабатывала.
И я бы не стала писать записки ребенку, иначе так и будет потом всегда просить отмазать от работы.
Последний раз редактировалось

А я принципиально против бесплатной работы. Одно дело, какая-то практика, где ребенок приобретает/закрепляет знания-умения-навыки, другое — использование его в качестве бесплатной неквалифицированной раб. силы.
Последний раз редактировалось

А я не против, пусть моего ребенка используют в качестве бесплатной раб силы. Зато я буду уверена, что ему прививают трудолюбие, что он не вырастит маменьким сыночком или избалованной дочкой, которые будут бежать за моей помощью в такие минуты.
Я прошла это и не жалею ни о чем, не виню ни школу, ни родителей, это все было на добровольной основе, меня заинтересовали, научили новым вещам, не травмировали, не морили голодом, кст кормили бесплатно, было весело и интересно.

Мне в этом плане повезло, в нашей школе практика была только после 8-го и 9-го классов (тогда образование было 10-летним), и то довольно полезная. Помню, как разбирала тексты в кабинете английской географии. Их хотя бы просматривать нужно было, уже польза. Ну, и все остальное в этом роде.
А соседи-ровесники, которые учились в школе по месту жительства, начиная класса с 5-го, по 2 недели каждое утро махали вениками вокруг школы. У меня это тогда уже вызывало глухое неприятие.

Трудолюбию ребенка можно научить и дома, но это будет труд на благо семьи, а не «на пользу Родине» и дяде/тете из администрации школы, которые потом перенаправят сэкономленные таким образом бюджетные деньги в выгодном им направлении.

Не каждый родитель способен приучить ребенка к трудолюбию, как показывает практика нынешние дети умеют манипулировать родителями неплохо, сейчас многие родители перешли на оплачиваемый труд(изначально ввели такую политику, о чем потом пожалели), а манипулировать педагогом, а тем более требовать вкусняшки за труд дите не сможет.
Мы махали вениками, мыли парты, пололи, составляли каталоги, старше были-настраивали компы. В старших классах мы ходили к одиноким пенсионерам, в столовой при школьном лагере помогали.
Я на отработке подружилась со старшеклассниками и с ними дружила до конца обучения, мне было скучно с одноклассниками, много приятных моментов.
Последний раз редактировалось

Когда мой ребенок только шел в школу, я для себя четко решила: никаких практик. Пусть лучше его труд будет на благо мне, любимой.

В начальной школе практики нет, пока он дорос до средней школы, у нас в городе это дело просто запретили (был такой период). Спрашивали, не хочет ли кто прийти утром травку около школы пощипать/веником помахать, но исключительно добровольно. Некоторых одноклассников сына родители в приказном порядке отправляли. Я использовала ресурсы ребенка более рационально.
Последний раз редактировалось

Нас тоже не заставляли, нас заинтересовывали, были конкурсы на самую ухоженную часть аллеи, на самую лучшую скульптуру из снега, мы набирали баллы, потом выбирали лучший класс. Награждали грамотами, поездками в театр/кино и тп(за это платили родители, опять же добровольно, просто, чтобы чадо было занято полезным летом).
У меня мама занималась с нами, выбирали тех, кто хочет рисовать и мы отрабатывали под ее началом, рисовали картины на стенах в младших классах или обновляли рисунки. Мама рисовала бесплатно, краски ей покупали или оплачивали.
Я смотрю на отработку не на как использование детей вместо рабочей силы, а как часть воспитания.
Я помню, как школе наконец-то выделили деньги на улучшение территории, на покрытие для поля, на снаряды, на клумбы новые и трибуны. Но на рабочих денег не было, родите и дети пришли сами убрать территорию, там на человека по метру-два досталось убрать, территорию убрали, ее облагородили, поставили таблички, что собак выгуливать нельзя, по траве не бегать, до сих пор поддерживают там чистоту и красоту. Так у нас и регби, и футбол, и хоккей все бесплатно до сих пор.

Я смотрю на отработку не на как использование детей вместо рабочей силы, а как часть воспитания. Полностью согласна с тобой.

Мы с Вами немного о разном. То, что Вы описываете, это одна из форм внешкольной работы. А когда дети 4 часа тупо машут вениками и делают вид, что дергают сорняки (никакого инвентаря не выдают) руками, это несколько другое.

У нас тоже не всегда на всех хватало инвентаря, нам составляли план работ и просили принести ведро, тряпку, веник, перчатки из дома, за день до определенных работ спрашивали есть ли нужное у всех, не было(бывало, тк некоторые дети жили и летом в пансе с района) приносила учитель или просили у другого класса помочь.
Я люблю мою родную школу, мы там были одной большой семьей, тк больше половины жили в пансе в учебное время, о нас учителя и завучи заботились, как о родных. Школа была на платной основе для нескольких классов, это были спец классы, в оплату входили ЦДО, ДЮСШ и все мероприятия, наши деньги не шли на ремонт, родители сами пару раз делали по своей инициативе, тк даже после ремонта класс выглядел убого. Мы все пришли в школу из одного сада, в саду были все дети строителей одной организации, поэтому все знали друг друга и было все без скандалов и по взаимному согласию. Я могу судить только по личному опыту.

И я бы не стала писать записки ребенку, иначе так и будет потом всегда просить отмазать от работы.
Мой сын? Не… не будет просить. Он — не мамсик, он даже слишком не мамсик.
Он наш системный администратор в то время, когда мой муж отсутствует.

Я бы записки тоже писать не стала. Просто пошла бы в школу и аргументированно объяснила, почему не считаю нужным для моего ребенка участвовать в такой практике.

Я сыта по горло бесплатным трудом, нас до такой степени приучили при Совке,
что ты всем по горло жизни должна «за просто так», что у меня и сейчас проблемы с оценкой, сколько стОит мой труд. У мужа таж проблема, ничего хорошего в этом нет, я только к 30 годам научилась сбрасывать с шеи халявщиков-нахлебников из серии «ой, Юль, ты можешь мне с контрольной помочь?» Ну, а как жеш, и Юля пашет. За просто так, ну, или за коробку конфет.

На работе тож самое, программы, УМК эти долбанные, всё за бесплатно, и ведь никто не возмущается уже, привыкли, это порочная практика.

Сыну я рассказала, что есть разные категории работ, и любой труд не зазорен,
НО!!! труд на стороне не для пользы себя любимого и его семьи, должен оплачиваться, не обязательно деньгами, но какими-то бонусами.

Мне сын очень много помогает с дочкой, за «Просто так», потому что это его семья.
Таскает сумки с продуктами, помогает с собакой, хе, настраивает мне ноут, помогает разобраться с программами, обрабатывает фотки по моему заказу в фотошопе, в общем, дел ему находится.
Деньги я ему тож даю, за особо ответственные задания по дому, как бонус или покупаю что-то, что ему давно уже хотелось.

Мой сын переходит из 5 класса в 6-й, ничего отрабатывать не заставляли.
А я помню, как ходила :-) Я вообще садово-огородных дел не любитель, а сын — у бабушки на даче сейчас помогает за огородом ухаживать, ему нравится.

у нас школьная практика обязательна. Формат: работа на пришкольном участке (садить, полоть, красить, поливать, мыть окна, подметать, мыть кабинеты — разные работы). Кто не отрабатывает летом, тот первый в списке работать где-то в течение года (на субботниках, на дежурствах, что-то клеить\рисовать).

Сама я не против такого, всегда ходила, даже с удовольствием (помогала бабушке, многое умела — всегда ставили в пример, приятно=) ), там и поболтать можно со всей школой, и польза, да и вообще — труд облагораживает человека, тем более подростка=)

На субботники я сама хожу и сын ходит, не вопрос вообще, субботники как-то веселее проводят.

Я ходила на практику в свои школьные годы. Пока это была начальная школа в закрытом гарнизоне — это было интересно, клумбы были гордостью, чистили парк возле школы, пололи пришкольный огород. Потом я перешла в школу в центре большого города, хорошо помню ощущение идиотизма от прополки чахлых растений под окнами школы, растущих в пыли. Дочь на субботники ходит, и двор дома мы тоже выходили убирать всей семьёй. практики нет. Если бы была, то записку об обстоятельствах я бы писала в случае реальных обстоятельств, нет их — нет записки. Считаю, что такой труд учит не «быть бесплатной рабсилой», а учит тому, что бывают в жизни вещи, которые делать не хочется, но надо. Как посуду мыть. (ребенку это можно оплатить, а взрослому-то никто не платит))

В мое время школьная практика была, помню свое возмущение ее бестолковостью и бессмысленностью. Учителя, кстати, эти чувства вполне разделяли: помимо своих дел, они были вынуждены присматривать за стаей оболтусов, от которых мечтали отдохнуть. Помню и дежурство по классам: оно никаких противоречий не вызывало, несмотря на мытье полов (тряпка, которую надо отжимать руками, + швабра). Технички мыли вестибюль, начальные классы и коридоры с лестницами. Я вот думаю, почему не было противоречий: не было отношения «эй-чеаэк-подай-принеси», наш класс, нам и мыть. Мальчики поднимали стулья на парты, носили ведра с водой даже не в свое дежурство. Это воспринималось логичным: мы проводим тут много времени, нагадишь — твоему однокласснику, у которого будешь просить помощи на контрольной, придется убирать, или даже тебе самому. Не могу сказать, что это приучало к трудолюбию, скорее, к ответственности.

я смутно помню мою практику в школе, меня часто от неё освобождали, т.к. я выступала на концертах, но 2 года я ходила на практику добровольно, я работала вожатой в школьном лагере, потому что мой любимый мальчик там был вместе со мной;)) было здорово, мы как вожатые там завтракали, обедали, ходили с детьми в кино, парк, играли, а в тихий час читали книжки;) мне очень нравилось, я весь июнь добровольно работала;))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.