Подготовка к школе:что должен знать и уметь будущий первокласник?

Назрела у меня эта тема только сегодня.Объясняю почему: моей младшей 5 с половиной лет, планировали сначала пойти в школу в 7 лет, потом я хотела отправить ее туда в ее почти 6.

Как оказалось-в детском саду их готовят к школе, занимаются письмом, буквами, счетом, ну-что кому по силам на то и опираются и соответственно нам пока не предлагали в первый класс и мы рассчитывали побыть в саду еще годик, хотя моя Таня часто не хочет туда идти, хочет что б только мама отводила и забирала.Но и не это основное.Нам не очень везет с учителями, а сейчас класс будет набирать хорошая(судя по отзывам) и требовательная учительница.А нам как раз такую и надо.

И вот теперь я голову ломаю-готов ли мой ребенок к школе, потому что я боюсь как бы жалеть не пришлось, что мы к ней не попали.В саду моего ребенка хвалят, но я не знаю насколько она будет готова к школе уже 1 сентября, ведь хотеть что б тебе купили школьную форму, портфель и нужные принадлежности-это одно, а хочет ли ребенок серьезно ходить в школу, быть сосредоточенным на уроке, сможет ли справляться с программой-совсем другое.

Можно конечно поговорить с воспитательницами, самой учительницей, но вот берут меня сомнения этак-50\50.Вот и думаю все над этим.Уже порылась в инете на эту тему, как определить готовность ребенка-но это все меня смущает уже хотя бы потому, что ответить на некоторые вопросы я и сама не всегда могу, а в свое время -и подавно.Я понимаю, что все что об этом пишется не имеется ввиду прямо с точностью, но ведь и способности у все людей разные.Один хорошо осилил точные науки, кому лучше даются гуманитарные, а кто-то вообще лучше руками «соображает» и это ж не значит что он хуже других, просто таланты у всех разные.

Думаю что в целом образование в Украине не отличается от Российского, поэтому у кого есть что сказать по этому поводу-пожалуйста, выскажите мнения, информацию если таковой владеете, мне интересно-может я зря себя так накручиваю…

66 комментариев


Меня в своё время отдали в школу в 6 лет, но там с гаком 6 было. По поводу брать/не брать были вопросы, в том числе у директора и учительницы. Решено было сделать так: я иду заниматься. Если усваиваю — продолжаю обучение, а если не тяну — то забираем документы и иду на следующий год. Я к 1 классу уже бегло читала и числа складывать умела, а потом ещё и училась лучше всех в классе, поэтому вопросы отпали уже в первые недели smile

Попробуйте так же договориться: пусть ребёнок идёт в школу. Если не потянет — всегда можно документы забрать. А заранее никогда не угадаешь, сможет он или нет

Знакомая отдала свою дочь в 6 лет. Хотели к лучшему учителю, которая как раз набирала первый класс. Попали куда хотели.Отучились четверть и забрали документы. Маленькая еще, тяжело урок высиживать. Дети все 7+: выглядят гораздо старшее 6тки, одноклассницы ее просто игнорили и чморили, считали, что детсадовец.Тяжело, но с программой она справлялась. Мать приняла решение забрать дочь. Не понимаю куда было торопиться, пусть у ребенка будет детство и пусть оно будет подольше. ИМХО

Все индивидуально. Одни и в 5 лет готовы, другие — и в 8 — с трудом. Если есть приличный детский/школьный психолог, стОит проконсультироваться с ним.
А насчет продленного детства… Я в школу с 7 лет пошла (тогда по-другому нельзя было), а читала — с 3-х с небольшим. И делать в первом классе мне было практически нечего. Полагаю, ноги у моей лени и расхлябанности растут именно оттуда.

в России в школу берут ребенка, которому на 1 сентября исполнилось 6,5 лет. младше система не пропускает. ( лично не знаю, инфа с форума). степень готовности в этом случае не важна. мало осталось школ, которые проводят тестирование для отбора.
Что касается готовности.
Психологическая. есть тест Керна-Ирасека ( Иразека) он несложный и объяснения к нему вполне понятные.
Возрастная. сможет ребенок в 6 лет удерживать внимание, быть усидчивым и прочее, или ему лучше дорасти годик. Потому что читать и писать сильная учительница научит, а быть внимательным и прочее скорее нет. Еще ( это мое личное имхо) я считаю, что хорошо бы у ребенка к 1 классу сменились зубы ( передние). там идет сплошная фонетика- звук дб произнесен и услышан четко.
теперь о самой подготовке. сплошь и рядом у детей одна проблема- они совершенно не понимают, что они прочитали и как получаются числа. их натаскивают на знание букв и цифр ( хорошо, если правильно), а потом вылезают проблемы.
моей младшей почти 4. теоретически готовить к школе я ее не собиралась лет до 6. особенно чтение. в школу ее все равно возьмут. началка у нас везде как под копирку, движуха начинается с 5 класса. Поэтому мне важнее, чтобы в классе была спокойная обстановка с размеренным изучением школьной программы.
сейчас мы с ней занимаемся по тетрадям серии kumon. вырезаем, клеим, рисуем лабиринты и прописываем цифры. Просто прописывать цифры неправильно, поэтому пришлось их разбирать. Чем он хороши: вырабатывают усидчивость, интересны ( хотя задания однотипные), внимательность.
результат мне нравится: ребенок сам может по ним заниматься, ей нравятся ее работы, поэтому к книгам она возвращается сама, мне не надо ее заставлять. она научилась правильно держать ножницы и лист при разрезании. лабиринты заменяют стандартные и скучные прописи. раскрашивает рисунки не выходя за границы независимо от размера контурной линии ( по-моему она единственная в группе так умеет). все эти действия готовят руку к письму.
дальше. учим логопедические стишки. во-1 развиваем память, во-2 прорабатываем звуки, плюс это еще и обогащение словарного запаса. тоже огромная проблема у многих детей.
играем в игру «отгадай кто?». обычно папа по вопросам отгадывает что у нее на картинке. я- направляющий.
В общем, я бы на первое место поставила ребенка и его готовность, а потом учителя.
Последний раз редактировалось

в России в школу берут ребенка, которому на 1 сентября исполнилось 6,5 лет. младше система не пропускает

А как давно такое правило? Просто я знала девушку старше меня, которая пошла в школу в 5 с чем-то лет, но ей получается уже за 30 и поступала она в школу больше чем четверть века назад. Много воды утекло, много законов поменялось

ближайшие год-два

в России в школу берут ребенка, которому на 1 сентября исполнилось 6,5 лет. младше система не пропускает. ( лично не знаю, инфа с форума).
Так и есть, мне лично знакомые учителя начальных классов так и сказали, что есть негласное распоряжение меньше 6,5 лет брать только в особых случаях.

Еще ( это мое личное имхо) я считаю, что хорошо бы у ребенка к 1 классу сменились зубы ( передние). там идет сплошная фонетика- звук дб произнесен и услышан четко.
А у дочки ваще зубки ни с места в 6, 3 года… у сына уже в этом возраст зубки падали как звёзды осенней ночью, а дочка что-то ни разу ещё от «зубной феи» подарок и не получила.

Поэтому мне важнее, чтобы в классе была спокойная обстановка с размеренным изучением школьной программы.
Я сейчас ищу на следующий учебный год такую началку.
Последний раз редактировалось

про зубы все индивидуально+ зависит от речи ребенка. если нет логопедических проблем, то процесс смены зубов в школе пройдет безболезненно для обучения.
Последний раз редактировалось

у меня передние зубы сменились в 8-9 лет, хотя сами зубы ранние. а последний молочный ваще вырвали только в 17

8-9 это же не первый класс

так и я про что, не у всех зубы меняются в 7 лет

так и я не писала, что обязательно нужно.

а я туплю чуть, сори) устала после работы, торможу)

я пошла в школу в 5.5 лет. идиотизм конечно, но вся семья педагоги, а бабушка так ваще директор школы. и позвонила она маме 30 августа, сказала что прекрасный педагог набрала экспериментальный класс, с 6 лет дети, и что мне 1 сентября надо в школуsmileмаман бегала 31 августа со мной как угорелая, искала форму, а я мелкая была совсем, формы такого размера не было, маман ночью ушивала. вощем дурдом. но к 5 годам я уже бегло читала, считала и писала, сложностей в учебе не возникало.

Я пошла в школу в 7,8 лет, школы рядом не было, хотя я была уже настолько готова, не передать словами, я хорошо это помню, с трёх лет читала, причём бегло, говорила прекрасно, рассказывала стихи, сочиняла сказки, воспитатели меня в тихий час ставили перед группой, и я рассказывала свои фантазии, детям очень нравилось, спрашивали, в какой книжке я это прочитала, я важно отвечала, что у братьев Гримм)))
Я обожала сказки братьев Гримм, мне тётя по отцу подарила две огромных книги, но придумывала я сама, простите, уж, братья Гримм, я хорошо ващи сюжеты додумывала, честно-честно smilesmilesmile

ПисАла плохо, правда, до 6-ти лет примерно, так почерк «куриная лапка» до сих пор при мне.
Сын прикалывается, когда я ему тетреали показываю.

раньше больше читали. сейчас, смотрю, родители к этому возвращаются.

Раньше компов не было, вот и приходилось читать)))
Сын любит читать и читает в свободное от компа время, а дочка читать не любит вообще.
Вот и будешь здесь думать.

Моя знакомая дочку заставляет читать, я против таких методов, категорически, считаю, что так можно отбить напрочь всё желание.

сейчас столько книг, что выбрать то, что нравится не составляет никакого труда

сейчас столько книг, что выбрать то, что нравится не составляет никакого труда
А для меня составляет много труда, если честно, выкопать из груды хлама нормальные книжки, сын тоже копается, у него лучше получается))

мы с детьми приходили в книжный и они там копались сами. единственное ограничение с моей стороны- никаких комиксов.
с младшей- на форумах читаю, что детям понравилось, а потом смотрю живьем. если меня устраивает- беру. сейчас много книг не покупаю- не хочу перебора. есть книги, которые еще рано, есть любимая, миллион раз перечитанная.
Последний раз редактировалось

У меня старший так копается в своих отделах, а я в других, у нас тут магазинчик книги распродавал, так мы набрали кучу всего по дешёвке,
сын книжек себе натащил из серии «Этногенез», и тащится от них.
А я по учебникам и бестселлерам, типа Тесс Герритсен. Кинга по дешёвке уже выбрали всего.

Юля, просто не нашлась еще ТА САМАЯ книжка. Мое чадо по доброй воле не читало ХЗ до какого возраста, пока не попалась «Школа клоунов» Успенского. С нее начиная процесс худо-бедно, очень худо и очень бедно, но пошел.

Юля, просто не нашлась еще ТА САМАЯ книжка.
Видимо, пока не попалась, или она в папу, который книги не особо читает, в отличе от меня с сыном.

Смокис, я хочу пост создать про ТУ САМУЮ КНИЖКУ, можно воспользоваться идеей?
Последний раз редактировалось

мы с сестрой в детстве под одеялом с фонариками и свечками читалиsmile

Знакомо, только без фонариков, у меня и так зрение портилось, мои родители смирились в конце концов.

мы с фонариками, получали потом трындюлей. у сестры итак зрение слабое было. потом договорились с мамой, что будем ложиться на полчаса позже чтобы почитать.

Буш, а вот не думаешь, что если бы вас ЗАСТАВЛЯЛИ читать, вы бы с фонарями не прятались, а охоту к чтению отбили бы?
Последний раз редактировалось

а нас заставляли, сначала. потом сами нашли интересующие нас книжки и начали читать.

а нас заставляли, сначала.
А как вас заставляли?

просто, с года обязательные каждодневные занятия, потом начали потихоньку учить алфавит. потом читали: страничку мама — страничку я. потом перерыв на игры, потом писали и задачки решали. так что с лет 3 мы по слогам с сестрой тихонько читали. мама педагог, занятия не пропускала даже 1 января.

Бушечка, а ты со своими детьми стала бы такие занятия проводить?

вот не думала об этом еще)) конечно стала бы, насколько я помню — занятия были несложными, интересными и много времени не занимали. и многие в игровой форме, нам было интересно. так что я за занятия.

Вот и твой ответ по поводу «заставляли», занимались с вами, регулярно занимались, вам было в удовольствие, молодец ваша мама.

Я бы не стала это называть «заставляли».

ну смотри, в год-три это было интересно, потом читать именно заставляли минимум о 5 страниц в день + пересказывали интересные моменты. потом как-то втянулись. без уроков на улицу не пускали, так что именно заставляли.

Принуждали, скорее, заставлять, ИМХО, это сидеть над бедным ребёнком и заставлять его буквально, в уши дуть, и заставлять задания по прочитанному выполнять.

Меня ничего не заставляли и никогда не проверяли у меня уроки, папа помогал только в 11-ом классе, а именно садился рядом со мной и медленно прочитывал задание, мне очень помогало его присутствие и медленное прочтение, поскольку я — невнимательная, мне быстро становилось понятно, что именно я пропустила…
Последний раз редактировалось

я работала в детском санатории, у меня второклашки были ну совсем не отличники и читали с трудом. но, во время тихого часа можно было или спать или читать))) в общем, они у меня и читали и спали. заодно навыки подтянули))

Я бы не отдавала так рано, мозгами-то она, может. и готова, а вот усидчивостью и терпением — вряд ли. Если только попробовать, и если что, забрать домой. Но тогда вы из садика вылетите и будете сидеть дома, что тоже не айс.

Сейчас у нас в первом классе. где учится моя дочь, одна мама договаривается, чтобы ее дочку оставили на второй год. У девочки СДВГ, а раньше как-то не ставили диагноз, пока не выяснилось, что она учиться почти не может. Теперь мама очень себя ругает, что не попробовала дочку оставить в садике еще на год.

та мама и в следующем году не решит эту проблему. через 3 месяца в школу придет точно такой же ребенок, просто это будет головная боль другого учителя.
а потом мама будет писать заявление в коррекционную школу. дура, в общем-то.
я читала большую мамскую тему по этому вопросу. если коротко, то лучше всего помогают определенного рода занятия. иногда с медикаментозной терапией. у нескольких детей это любимое врачами СДВГ было вызвано проблемами с шеей.
Последний раз редактировалось

Я тоже ее спрашивала, не хочет ли она с дочкой все же к неврологу сходить (мы близко общаемся, и проблемы были видны). Она отказывалась, говорила, что потом этот диагноз всю жизнь не отвяжется, не надо, мол. Ну, тут уже приперло, вот пошла. Надеюсь, дорастет и до спецзанятий, если они вообще есть у нас в городе.

это специальные коррекционные занятия в специальных центрах. у нас на них очередь стоит(((
но, насколько я понимаю, можно и самим заниматься. надо только правильно подобрать упражнения. почему-то родители думают, что выдав книжку из серии «3000 примеров/ упражнений», проблема рассосется. хренушки. таким детям нельзя давать однотипные задания в однотипной форме. занятия дб минут по 20. потом небольшой перерыв и еще 20. либо не требовать от ребенка высиживать по стойке смирно все учебное время. надо научить его тихо вставать не прекращая работу и не привлекая внимания. для такого ребенка еще и смена позы нужна. задания на внимание- игр миллион. и тп.

Да вот, вряд ли она будет сама заниматься, там в семье нелады. А вот на занятия могла бы поводить. В общем, посмотрим, летом все равно занятий нн будет, скорее всего, там одни отпуска. А осенью увидим.

она читать умеет?

Да, крайне медленно. Математика вообще никак, всей семьей пляшут. Письменные предметы как-то идут, но грамотность никакая (хотя сейчас и у моей ошибка на ошибке, ни фига не показатель). Главное, что уроки делать она не может, бросает, истерит, пишет что попало.

ну эта мама не будет заниматься ( хотя а вдруг), но может кому пригодится:
чтение и русский язык.
ребус-метод. по ссылке подробно написано. удобно тем, что много времени не требует, можно играть везде, параллельно вырабатывается грамотность, тк слова даются с первым ударным слогом.
www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/rebus-metod
математика.
Истомина. можно и тетрадями обойтись.
это экономный вариант
и Кумон, который я уже упоминала. только книжка стоит от 300 до 500 рублей, а одной не обойдешься.
письмо. можно прописи Шкляровой. они есть с калькой.

Спасибо, я кинула ссылку.

там в разделе «наш магазин» есть по математике тетрадь. для разгонки тоже хорошо будет.

Ага, я ее пну, а там она пусть сама решает.

Чему-то похожему мою дочку учили в развивашках на группах Монтессори, очень помогло с развитием артикуляции, речевых проблем сразу стало на порядок меньше.
Последний раз редактировалось

Мне вот что интересно стало: решила я сегодня с доцей на эту тему поговорить, когда ее из сада забрала.Выслушав меня она что-то перестала рваться в школу и мы решили что все-таки нам пока рано.Потом я нашла тест Керна-Ирасека и немного прошла ту часть, где задаются вопросы.Выяснилось, она отвечает на вопросы о том, что лично знает, остальное-не все видела, не обо всем слышала.Но у нее как на мой взгляд жизнь в детсаду очень хорошая: воспитатели и няня-прекрасные(не то что у меня в свое время), и кушает за 9 гривен в день, и занимаются с ней, и играется и отдыхает, еще год нам такого счастья, а потом-серьезные занятия, сидеть, слушать, запоминать, плюс ко всему-хорошо себя чувствовать в коллективе, потому что там уже нет няни и других.Одним словом-сама как представлю все это-немного страшновато.И в конце-концов-старшая моя ходила в школу намного ближе к дому(младшая школа была), и с машинами там меньше проблем так как МРЭО там и машины всегда ездили осторожно.В общем-наверно правильно будет нам не спешить.

Я думаю, готовность к школе заключается не только в способности ребенка усваивать определенные знания — сегодня многие приходят в 1 класс, умея читать, считать и даже писать — но ещё и в определенных бытовых аспектах. Например, умеет ли малыш, извините, попу себе подтирать; аккуратно кушать (не забрызгает ли свою чистенькую форму в шумной столовой); готов ли уже обходиться без дневного сна; может ли правильно обращаться со школьными принадлежностями (если с карандашами-ручками всё понятно, то, например, циркулем можно и пораниться, и поранить соседа). Про готовность подолгу сидеть и слушать уже говорили девочки.
От себя: мой сын идет в школу формально в 6, но ему 7 исполнится уже в октябре — не вижу смысла сидеть дома ещё целый год. Ходил на подготовительные занятия с января по май — но они были направлены не на натаскивание на чтение-счет-письмо, а на то, чтобы дети освоились в школе, познакомились с учительницей. На шкафы и безрукавки уже скинулисьsmileто ли ещё будетsmile
Последний раз редактировалось

не)) твой идет практически в 7. 6 и 6,10(почти 6,11) — это большая разница в этом возрасте

ну тады я спокойна))

но ты рано не расслабляйся)) 1 класс самый хреновый. дети в основном натасканные, прослушивают половину ( особенно во втором полугодии), а потом во 2 классе летят вниз.

В нашей школе им ещё в 1 классе отметки не ставят в формате 2-3-4-5, только какие-то звёздочки-кружочки — прочая хрень.

У моей знакомой проблема с учёбой ребёнка (4 класс), довольно распространённая: уроки они делают вместе с самого начала. В итоге ребёнок в классе особо не слушает, потому что мама дома всё равно всё решит и объяснит. А потом на контрольной трояки ловит — мамы же рядом нет. И хз как быть: без мамы ребёнок вообще домашнее не сможет сделать, просто не представляет как это одному писать/решать

смотря в каком режиме делаются уроки дома. если она за нее все жует, то до конца школы будет делать и результата не будет.
Последний раз редактировалось

Вот этого я в точности не знаю, поскольку не присутствую во время подготовки. Со слов знакомой только. Если судить по имеющейся информации, мама реально с ребёнком сидит на протяжении всей подготовки домашнего задания, от начала и до конца. Подозреваю, что именно разжёвывает всё, или даже ребёнок выступает только в роли писца, не вникающего в суть — а зачем, мама же решит всё.

Я вспоминаю своё детсво, начальную школу. Со мной мама тоже занималась дома. Но это выглядело примерно так: я делаю на черновике, мама проверяет и разбирает, если что не так. Потом мы берём учебник и повторяем все теоретические моменты темы в стиле мама спрашивает — я отвечаю. И я была готова к уроку, и знала, что это именно я должна знать, а не мама.

твоя мама просто контролировала, а знакомая банально учится вместо дочери)))

Если судить по имеющейся информации, мама реально с ребёнком сидит на протяжении всей подготовки домашнего задания, от начала и до конца. Подозреваю, что именно разжёвывает всё, или даже ребёнок выступает только в роли писца, не вникающего в суть — а зачем, мама же решит всё.

Очень нехорошо, на самом деле. Для меня это ещё один аргумент, чтобы дочку раньше 6,5 лет не отдавать категорически.
Последний раз редактировалось

кстати, да! это замечала.
а моему вообще крупно НЕ повезло — он же ещё и учительский ребенокsmile

А мои дети — преподавательские, получаются, так вот учитель начальной школы и завуч начальных классов, по ходу, ставили себе задачу доказать, что мой ребёнок ничего особенного не представляет, а вот у завучихи сын — всем сынАм сын.
Было забавно…

«Пам-пам-пам-пам, Сережа молодец!»

Аха… именно так smilesmilesmile
Последний раз редактировалось

У меня тоже ребёнок октябрьский. В 5,11 я её в школу, конечно, не потащу, почти до 8 тоже сидеть не будем. А вот 6,11 самое оно.

Я в школу пошла пчти в 7. Читала, считала с 3,5. Своих раньше 7,5 в школу не отдам. ИМХО- никуда не опоздаем, школа никуда не убежит. Мне важно чобы дети не просто готовы были, а психика окрепла, это важнее всяких навыков. Пусть будут постарше. Старший мой почти в 8 пошел в первый класс, средний- ровно в 7.

У меня вот старший сын тоже пошёл в 6 лет. Захотел сам, заявил, что в подготовительную группу в детском саду не пойдёт, но он уже с 5 лет бегло читал и решал примеры и лёгкие задачки. В результате он оказался на год младше своих одноклассников. Когда проходили тесты — нам написали условно готов к обучению в школе. Сказали, что иначе писать нельзя — маленький ещё. Сейчас он в 10 классе. До 6 был отличником, сейчас учится на 4 и 5. А вот младший хоть и пошёл в 7, но был почти не читающим. И учиться намного тяжелее, хоть это и не является сейчас обязательным в 1 классе. Да и читать его не заставишь. Так что всё индивидуально.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.