В преддверии мартовских уборок ... перед Пасхой

Культурная Революция
Девы, вопрос давно назрел для обсуждения. Хочу спросить про кладбищенские дела

Тема печальная, но будничная, скоро начнутся уборки перед Родительским днем и т.д.

Есть у мужевых родственников одна привычка, которая меня, как человека верующего всегда выводит из себя. Точнее даже так- она вводит с самых первых разов наблюдения в культурный шок. Как у верующей- вызывает бурный внутренний протест. Помню, я даже психанула по первой и ушла с могилки в Родительский день. Сейчас просто стараюсь не обращать внимание.

Суть: как только родственники собираются за столом на могилке, две женщины обязательно должны повесить свои сумки на железные кресты (памятники). Сумки- пакеты с едой, сумки, в которых мы обычно носим кошелек и косметичку, а сверху прибавляются верхние вещи, иногда и мужчин тоже. Что это??? Я, более, такого… эээээ… не встречала. Церковь вообще к этому относится очень строго. Но я уже не говорю про спиртное, выливаемое на могильный холмик, про распитие этого самого спиртного и крошение Пасхи для птичек. Это все признается пережитком язычества и категорически запрещается. Но, превращение, могильного холма в вешалку и подставку… Или есть и другие примеры? Как у Вас? Замечали такое?

69 комментариев


жесть какая. я бы тоже в шоке была. про водочку уж вообще молчу

Лили, по моему опыту, только закрывать глаза и не смотреть, что там эти родственники делают.
Это на их совести, так что ж себя накручивать попусту.

У нас вот на Пасху на кладбище ездят, в том числе и постоянные прихожане.

я у священника спрашивала, почему ездят на кладбище на пасху, когда есть радоница. он ответил, что раньше (в советские времена) в церковь не пускали, и люди ездили на кладбище на пасху помолиться. церкви сейчас работают, а привычка у людей осталась.

да, так и есть. Очень хорошо дает видеоответ протоиерей Дмитрий Смирнов, www.youtube.com/watch?v=NQPrmiXe4Q4

Хорошо, что у меня с такими традициями родственников нет. Мы приходим на кладбище убираться, а не жрать и выпивать и уж точно не на Пасху. Никогда не понимала банкетов на кладбище.

про кресты я не слышала такого, и не видела. насчет еды — я не люблю есть на кладбище, не понимаю зачем раскидывать блины, печенье и конфеты на могилки. но бабушке не перечу, она говорит что так положено. кем положено и когда — я не знаю, но пусть делает, если ей так хочется.

мы на пасху не ездим никогда, только на радоницу. бабушка тащит гигантские сумки: яйца, куличи, печенье, конфеты и блины. все это раскладывается к каждой могилке каждому по чуть чуть. курящим — кладутся сигареты. зажигаются церковные свечи. потом на могилке раскладывается скатерть и достаются продукты, которыми надо помянуть, это может быть что угодно: котлеты, окорочка жареные, рыба, овощи, бутерброды… бабуля может 50 грамм выпить.

я ко всем этим «традициям» скептически отношусь, но бабушку не хочу обижать, все ее предки так делали. я, если одна езжу на кладбище, беру только цветы, пакет для мусора и чуть конфет.

понятно, ну вот Ваша бабушка делает именнно так, как говорит протоиерей Смирнов, в вилдеоответе, который я выше дала. Да, мои все делают так же. На Пасху мы не ходим- ходим на Радоницу (Родительский день). т.е. 9 день после Пасхи, как положено. Кто работает, тот приходит раньше — не все работодатели лояльны.
Значит и Вы тоже не слышали, ну, вот. Странно все это.

не слышала. может просто у вас не предназначены крючки для сумок? или раньше не было крючков, вот они и привыкли сумки на крест вешать.

Крючки, действительно, есть не везде. Но есть скамейки-лавочки, столик. И в конце-концов — положите рядом! Повесьте на ограду… Если кому за столом места не хватило-ему теперь на надгробной плите, по логике, сидеть? -Никто же на могилку не садиться! Ну, я так думаю.
Последний раз редактировалось

я бы не смогла есть на кладбище. как то место не прибавляет аппетит

я и не ем, я сумки за бабушкой таскаю)

Все-таки цветы- самая уместная вещь на могиле.

Bushechka насчет еды — я не люблю есть на кладбище, не понимаю зачем раскидывать блины, печенье и конфеты на могилки. но бабушке не перечу, она говорит что так положено. кем положено и когда — я не знаю, но пусть делает, если ей так хочется.

Бушечка, ты чего, ну, как зачем блины, печенье и конфеты, а как же
«закусочка на бугорке» из известной песни М. Ножкина, обожаю эту песню.


А по сути, поминовение — это милостыня за умершего, водкой поминать плохо, конечно, но как можно людям запретить, скажете, поминать, как они считают нужным?
Последний раз редактировалось

я тоже считаю что запрещать нельзя, поэтому иду на поводу у родственников.

Нет -нет, девочки! Выношу в отдельный комментарий- я себя не накручиваю, т.к. наблюдаю ЭТО уже много-много лет. Мне было интересно- норма ли это? Ведь в разных регионах страны-… нуу… разные понятия и представления. У нас ТАКОЕ я вижу только у них, сколько бы не смотрела по сторонам: все обтирают/омывают памятники… платочками чистыми фотокарточки на плитах, натирают до блеска… и не вешают ничего!
Но, может, они не одни такие — вот, что я хотела узнать. И что двигает такими людьми. Так-то стыдно вообще эту проблему со знакомыми обсуждать. Батюшки дают свой ответ, может быть на сайте есть те, кто если не делает так же, то видел хотя бы такое хоть где-нибудь.

не, не видела.

я вот не понимаю, зачем фотографировать похороны. разве не лучше сохранить фотографии усопшего, где он живой и радостный, и запомнить его таким, чем хранить фото гроба и венков.

о! я тоже в некоторых семейных фотоархивах видела такие «фото». Как холодной водой обливали в такие моменты. У нас такой традиции нет, и очень хорошо. А то напоминает фотоотчет «кто был».

ну сейчас и у нас нет, это фото 25-30-летней давности.

да, они так и по времени идут. Наверное со времен «атеизма» и комсомола.

Зачем я мамины похороны фотографировала, я знаю, остальным не понять smile.

Если кратко, то хотела сохранить и таки воспоминания тоже, для меня всё, что с мамой связано, дорого.
Последний раз редактировалось

я вот не понимаю, зачем фотографировать похороны аналогично

Я не видела, чтобы у нас на кресты сумки и пакеты вешали, на оградку — да, вешают, сами вешаем, на памятники и кресты — нет, конечно.

Я сама в шоке от пикников на кладбище. Мы когда брата похоронили, кладбище новое ещё было, карта с его могилой на холме, а следующая карта начинается с низинки и захоронения там были осенние и зимние. И вот весной на родительское, на ту карту в низинке, приезжает целый табор, с полным багажником еды, там реально еда в 3-4 литровых кастрюлях была, заставили весь стол на могиле и бегают орут, как буд-то не на кладбище, а на маёвку прикатили. Мы с сеструхой спустились вниз, у нас жарко уже в это время и внизу, где они сидели, ветерка нет, блииин там же этот запах от могил и они с едой. Мне сеструха что-то говорит, я ответить не могу, у меня желудок к горлу подкатил, так молча до ворот и шла.
Я помню в детстве, когда в деревню к бабушке ездили и ходили на могилки, то бабушка не оставляла на могилах еду, только пару конфеток на кресте могла положить, для птичек специально пшено в пакетике приносили, а печёное раздавали по дороге. Я так же делаю, а застолье уже дома.

А видели хоть раз, что бы люди что-то вешали на памятники?

Ой, еда, если еще под водочку… запашок еще ТОТ стоит…

Не, не видела. Ну у нас тут и кресты редко кто ставит, в основном мраморные памятники стоят в разном исполнении, на них не повесишь ни чего. И оградки не ставят.

Вот как же меня ограды задолбали! Свекровь в свое время истерила, чтобы я скорее ставила (финансировать она это, понятно, не сочла нужным). Зачем??? Боятся, что усопший выберется или землю могильную займут?

У нас на старом кладбище стоят, как там ходят-не понятно, всё перегорожено. А на новом не разрешают ставить.

Кстати, у нас тоже нет оград. Нигде, ни на старых могилах, ни на новых. Запрещено. Да и установки есть — какие камни, какой высоты, плиты, размеры — всё по правилам. Мы как-то были на одном историческом кладбище — там могилы по 200 лет. Состоятельные семьи такие надгробья грохали — ого! Всё в золоте и вензелях. Интересно было посмотреть. Сейчас всё гораздо скромнее (хотя тоже не дёшево).

Не знаю как у Вас — у нас да, займут. Долго могилка прабабушки была без лавочки и оградки. (Дочь не сочла нужным выделить средства на это со своего наследства) Хоронили, ставили памятник и поминали — с денежных средств внуков. Вот и я выросла- к тому моменту, кусочек земли с могилкой стал обрастать заборчиками. У меня как раз были отпускные деньги, и была ранняя весна, и я так подумала раз никто не удосужился сделать-скоро и присесть некуда будет. Заказала-установили. И вовремя. Соседи такую ограду заказали- что она на нашу аж на метр залазила — мне еще и претензии потом высказывались- а то, что колышки с ниточками (как землю выдавали)- стояли 15 лет- и когда они меряли- естессно меряли заходя на «нашу землю» — это вообще никого не волнует. Менталитет, фигли. А вот если бы не успела- даже лавочки некуда было бы поставить. Так что-второе.

У нас такого не может быть в принципе. На каждом кладбище свой жэк)) Они блюдут строго. Никому и в голову не придёт что-то не на своё место поставить или посадить.

У нас — тоже. Есть дирекция кладбища. Все расписано. Ну вот действительно — шоб усе как у людей.

Как зачем? Шоб усё, как у людей. Других причин нет. Помню, когда свёкра похоронили, свекровь очень расстраивалась, что люди говорили (бабки додельные шептали), мол, цветы не те, отпели не так, кормили не тем. Ох, как меня это бесило! Им, клюшам старым, заняться больше нехреном, только чужие похороны обсуждать. Ух, прибить хотелосьsmile

А бапки для того и ходят по похоронам и поминкам, чтобы потом поговорить ап чём было.
Мама когда умерла, бапки из дома попрощаться заходили всё успели проверить, и платье и тапочки. Блин, она же покрывалом накрытая стояла) Слышу возле подъезда стоят впечатлениями делятся, половина из них глухие, так что все в курсе были, что на гроб мы не пожмотились, хороший взяли, ну и остальное на уровне, хотя нафиг так тратиться, ей уже всё равно.
Короче всё посмотрели, вплоть до нижнего белья)Маньячки, простименяхосподи)
Последний раз редактировалось

Нецензурно выражаюсьsmileпрошмандовки старыеsmile

Интересно, откуда бабульки так хорошо разбираются в качестве гробов?

Ну так — профессиональный интерес. Это ж те самые, которые сначала простыни невесты обсуждают, потом указания по числу и полу детей раздают, ну а затем плавно переходят к регламентации проводов.

они также признанные эксперты в составлении меню «шоб всё как у людей» — точно знают, что и сколько нужно поставить на стол.

Кстати, в разных регионах разный набор поминальных блюд.

зато бабульки-советчицы везде одинаковые.

Мама когда умерла, бапки из дома попрощаться заходили всё успели проверить, и платье и тапочки. Блин, она же покрывалом накрытая стояла) Слышу возле подъезда стоят впечатлениями делятся, половина из них глухие, так что все в курсе были, что на гроб мы не пожмотились, хороший взяли, ну и остальное на уровне, хотя нафиг так тратиться, ей уже всё равно.
Короче всё посмотрели, вплоть до нижнего белья)Маньячки, простименяхосподи)

Страх  и страшилки картинки
Совсем долбанутые…

Я как то этот момент пропустила, наверное на кухне была. Услышала уже из окна (родители на первом этаже жили) как они впечатлениями делились. Мы с дочкой до сих пор прикалываемся на эту тему.

Я сейчас представила, что бабки — подруги свекрови говорили.

Мы же свекровь не в новом платье похоронили, но в её любимом, т.е. она его надевала только на праздники считанные разы.

Скажут, невестка, плять, денег на платье бабки пожалела.

Юль, а разве в новом надо хоронить?

только пару конфеток на кресте могла положить, для птичек специально пшено в пакетике приносили, а печёное раздавали по дороге.
Примерно так и наши делают.

Лили, отвечу, как я думаю-это ПСЕВДОправославие. Типа надо съездить -ну, же чтем традиции, млять, а вот вести себя не умеем. Тут даже не в вере дело, а в банальной вежливости, воспитанности и уважении к местам погребения. А точнее в их отсутствии. У нас кладбища общие, вперемешку православные лютеранско-католические, числа Пасхи бывает и совпадают. Не разу не видела такого. Иногда на могилку клали конфетки и маааленькие куличики и стопку водочки в маааленьком пластиковом стаканчике (который предварительно ставился под стеклянную баночку). Никто никогда не жрал там, и тем более вещи на надгробия не клал. Иначе место упокоения почему-то превращается в пикник. Еще не хватало уклюкаццо, потом прорыдаццо пьяными слезами и через минуту песню запеть.
Последний раз редактировалось

Наверное — да.Сейчас сижу, анализирую- скорее всего-да. Псевдо. Просто в кучу, если воспоминания собирать, то ой как далеко там до Православия. Но все-таки, считаю это неуважением и отсутствием культуры. Памятники-не вешалки.

считаю это неуважением и отсутствием культуры. Памятники-не вешалки.
Поддерживаю.

Каждый сходит с ума по-своему. Не видела, чтоб на кладбищах «конкретно» ели, но слышала. Единственное рациональное объяснение — не все, кто пришел на кладбище, объединяются затем за одним столом. Это все же не поминки. Собрались родственники, привели могилу после зимы в порядок, и разбежались. Вот и поминают «не отходя от места». Сумки на крестах — на грани фола. Наверное, в незапамятные времена некуда повесить было — ну на крест и вешали. А потом в обычай возвели.
То есть это не конфессионный и не региональный обычай, а привычки данного страта или даже данной конкретной семьи. Им так комфортно — ну и хорошо. Главное, чтоб окружающим не навязывали.

Ну не знаю, у нас например, за пределами кладбища, по дороге 33 кафешки и чайханы вдоль дороги на любой вкус и кошелёк, можно и там посидеть, чем с кастрюлями переться в жару и есть это под такой аромат. Наверное действительно это от культуры каждой семьи зависит как отметить этот день.

У нас кладбища в основном за чертой города — фиг доберешься без автобусов. И ни на территории, ни за ней воды купить негде, не говоря уж про все остальное. Недавно только в Перепечино (единственное, по сути, кладбище, оставшееся открытым) тонар с водой поставили, да и то он в основном закрыт. Вот и сервируют поляну, правда, не на самих могилах, а на аллейный скамейках. Выглядит странновато, особенно, когда в параллель (а обычно так и бывает) с чьими-то похоронами.

У нас в таких случаях возвращаются в город (кто на машине, кто на автобусе — автобусы заказать тоже можно) и уже там либо в кафе, либо в ресторан. Домой редко кто зовёт — не принято здесь. Да и проще это гораздо. Не варить, не мыть, пришли, поели и ушли. Обычно и так в шоке от произшедшего, а тут готовка жрачки ещё.

Домой редко кто зовёт — не принято здесь. Да и проще это гораздо. Не варить, не мыть, пришли, поели и ушли. Обычно и так в шоке от произшедшего, а тут готовка жрачки ещё.
Вот-вот, я еле-еле отбилась от мужа с его: «Поминки надо дома отмечать, угу, на 17 человек я буду дома в одиночестве керачить»

а потом попробуй их всех выпереть из квартиры, и посуду за ними намыть

Новое кладбище у нас тоже за городом в полях, по трассе, что мимо проходит, пол километра до кишлака, т.е. когда едешь из города на кладбище и обратно, как раз его проезжаешь. С водой напряга нет, для полива речка течёт, ведёрко только не забудь, а для попить колонка есть да и местные подсуетились и ларёк с напитками поставили возле ворот.
И если с родственниками так нужно это дело отметить, а в городе ни как не встретиться, то в кишлачной чайхане самое то и не дорого.

У нас кладбища — это совсем другое. Во-первых, они всегда в городе (помню, в Казахстане вечно нужно было за пару километров тащиться в поле, кладбище — пустыня жуткая, трава выгорела, ни одного деревца, цветы эти бумажные растрёпаные, короче, смерть и запустение). Очень редко за городом. Во-вторых, они всегда открыты (ночью ворота запирают), там целые парки. Приходить можно всегда. Люди ходят за могилами ухаживать, цветы высаживают, поливают. Приносят только цветы и свечи. Всё. Никакой водочки, конфеток и прочего. Кладбища тоже смешанные. Вседа тишина, никаких оров, визгов и пожирания пирожков. Кладбище можно отличить от парка только по огораживающей его стене. Если не в курсе — мимо пройдёшь и не подумаешь, что там кладбище.

Жуть-медвежуть. Вот поэтому в оградах могил моих родственников нет ни столиков, ни лавочек — я искренне не понимаю, как можно что-то есть на кладбище. Это всё мне язычество напоминает, когда тризны устраивали прямо на кургане, насыпанном над прахом умершего.
Присоединяюсь к Бушечке — с собой цветы и мешок для мусора. Возможно, грабли, краску с кистями — по обстоятельствам.
Сумку на крест — «шо, прастите?»smilesmilesmile

У нас повсеместная традиция — питаться на кладбище и на Пасху, и через 9 дней после Пасхи. Такие толпы. автобусы не справляются. и все жрут. У меня бабушка, как у Бушечки была, я с ней моталась раньше. Она и еду оставляла, и пшено сыпала. Но она так и говорила — раньше церкви закрывали, а где же поминать? А потом она уже старая стала, чтобы до церкви дойти, так и продолжала на кладбище поминать. Но очень прилично и без алкоголя.
Сама я только чистить-красить хожу в свободный день, не в праздник, в поминании этом не вижу смысла.

А я сцу на кладбище не в праздник ходить. Не покойников, конечно, боюсь. Кладбище огромное, там всё заросло как в тайге и фиг знает кто шляется. Поэтому или в праздник, или шалманом.

У нас обычно хоть кто-то, да есть, такие же работящие, блин))) Ну, и хоронят кого-то тут же. Не скучно, в общем. А если на старое кладбище, то оно в черте города, там вообще без проблем.

У нас тоже страшно в будние дни на кладбищах, но по выходным-то всегда кто-то есть.

Суббота у православных — специальный день для поминания умерших. В храмах служат панихиды.

Похоже я одна ненормальная, мне на кладбище вполне комфортно. Тихо, спокойно. Могу прогуляться как по парку в полном одиночестве. Умиротворяет меня там, успокаивает.

На старом кладбище в черте города мне тоже нормально, а вот на том как то… из-за самой местности что ли. На меня там всегда какая то гнетущая тоска нападает. Не знаю с чем связано.

Мне тоже было комфортно, пока папа не приехал с кладбища, где мама наша лежит, в общем, папа приехал весь трясущийся, говорит, там огромная стая собак бродячих.
Он мамину могилку убирал, а они подошли и рядом стали бродить, в общем, папе седых волосы прибавили.

Лили, люди очень просты, вообще-то.
Они вешают одежду на крест, потому что хотят обнять тех, кто под крестом.
И всё остальное они делают для себя.
Выпить вместе, закусить конфетками.

Думаю, тебе стоит подумать, что бы тебе хотелось сделать для тех, кто ушел, и сделать это.

Я, например, хотела бы хотя бы подмести, прибрать вокруг, покрасить серебрянкой кресты, надгробья и оградки, посадить цветы, просто припасть к родным надгробьям.
Но невозможно. Никак.
Стараюсь почитать чужие — немного надеюсь на карму, вдруг мои кто-то тоже почтёт.
И я согласна — пусть вешают одежду и польют водку, только некому сделать даже это.
Последний раз редактировалось

и да, добавлю — тебя заботят вещи, которые тебя заботить не должны.
это защитная реакция.
ты переносишь.
может, ты попытаешься быть искренней и рассказать, что тебя на самом деле цепляет?
ПС в свою очередь обещаю не цеплять, если ты и правда решишь быть откровенна.

Моль, если честно, то я не считаю, что они хотят кого- то «обнять» и т.д. Попойки и обжираловки у них вечные. На всех могилках пьют и жрут как в последний раз. Но вешать что-то на кресты — я не могу. Для меня это грань непозволительная. Тему вот подняла, читаю комментарии, отвечаю, а сама пазл то складываю. Считай, уже сложила. Что волнует — неуважение к усопшим. Даже, если посмотреть, как они там себя ведут — хи-хи и хаха, жопой к могилкам, сумки понавесят, конфетки положат и трындят, как если бы нельзя этого сделать по телефону. Могилы прибераются, но много что сделалось, когда им пример показали. И самое удивительное, что я раньше не замечала или попросту не задумывалась об этом- те женщины устраивают " вешалки" с тех могилок, которые не приходятся им родственниками кровными. Возможно, они с ними в жизни не очень хорошо и ладили. И если так думать, то да — пол кладбища у них во врагах. Я твердо убеждена, что могилы осквернять нельзя. Дело не в вандализме. Ни чувством ни делом. А то тут же конфеты положили и тут же завесили и жопой развернулись.это просто видеть надо, не объяснишь. Могилка — как чужой дом. Просто за ним ухаживать некому. Родственники заботятся. Я убиралась и на чужих соседских могилках, когда понимаешь, что раз стоит и колосится трава, и который год — уже никто не прийдет. Некому. Но делать то нужно осторожно, не обижая. Зачем на себя неприятности тянуть, добрыми делами… А так, да, волновать наверное и не должно. Каждому свое и все разные. Только вы спросите о таком у батюшке в храме, глаза его вам все объяснят сверх меры.

Лили, Вы скатываетесь в осуждение, ИМХО.
Это их грехи, им с этим жить и в этой жизни и в будущей. «Бог поругаем не бывает».

Мне лично дико, что на кресты сумки — пакеты вешают, но если человек не знает, что этого нельзя делать, еслине понимает, то что судить-рядить-то.

«Мне отмщение, и аз воздам»

Да, признаю, за последние пол года много начала осуждать. Стараюсь себя тормозить. Именно в осуждении, да и в обсуждении кого-либо. Есть грешок, буду исправляться.
Раздражаюсь по этому поводу сильно. Скоро опять Радоница, вот и думаю, что да как + интересно стало, может зря впадаю в раздражение, может вообще повсеместно «вешают», да я не замечала. Ну, посмотрим.

Никогда не видела, чтобы кресты превращали в гардеробную.Впервые такое узнаю.
По поводу еды: совершенно равнодушно. Едят и пусть едят, мне все равно. Еду на надгробие давно никто не кладет, раздают сразу родственникам и знакомым.А уже дома это все достают и поминают.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.